К старту готовы!

Дружественному нам корреспонденту журнала «Новости Автобизнеса» Михаилу Калинину удалось понаблюдать за подготовкой нашего партнёра — всемирно известной команды «КАМАЗ-мастер» к главным стартам года — ралли «Дакар-2016» и «Африка Эко Рейс-2016».

К старту готовы!

Конечно же, спортивный автомобиль и серийный — это две большие разницы. Общего — лишь какие-то внешние очертания да компоновка: двигатель, трансмиссия, четыре колеса и прочие базовые компоненты, которые, собственно, и делают автомобиль автомобилем. Но при этом и тот же двигатель, и те же четыре колеса и прочие узлы и агрегаты в основной своей массе здорово отличаются от «гражданских». Форсированный мотор, усиленные и более эффективные элементы конструкции, привода, системы безопасности, управления и т. д. Все это нужно правильно рассчитать, подобрать, собрать воедино и потом надлежащим образом обслуживать. То есть спортивный центр гоночной команды — это одновременно и сборочное предприятие (этакий компактный автозавод), и авторемонтная мастерская, выполняющая свою работу не только в условиях стационарного цеха, но и мобильной технички. Собственно, как раз поэтому нашему журналу и было так интересно ознакомиться с закулисной историей «КАМАЗ-мастера». Тем более что спортивная жизнь этой популярнейшей команды всегда на виду, а вот техническая глубоко скрыта от посторонних глаз. Всех нюансов и секретов нам, по понятным причинам, конечно же, не показали, но самое любопытное открыли во всей красе.

К старту готовы!

Важной новостью этого сезона стало ограничение на рабочий объем двигателя для грузовых автомобилей, наложенное организаторами южноамериканского «Дакара». Теперь он не должен превышать 16,5 л. Поскольку знают же организаторы, несомненно, что на ее машинах стоят тутаевские 18,5-литровые ТМЗ 7Э846.10 мощностью 950 л. с., и нет в КАМАЗовской линейке своего «маленького» движка. Вот и пришлось «КАМАЗ-мастеру» искать альтернативу. Выбрали V-образный 8-цилиндровый 920-сильный Liebherr D9508 объемом 16,16 л, который очень серьезно доработали под спортивные нужды (изначально это тракторный двигатель, который не применялся ранее на серийных грузовых машинах).

К старту готовы!

И уж чтобы окончательно закрыть тему мотора, заметим, что, по словам специалистов команды, у него отличный потенциал, который мотористы «КАМАЗ-мастер» постарались раскрыть во всем объеме. Любой двигатель, используемый командой, все равно разбирают, проверяют, дорабатывают и затем собирают. Это уже проверенная и закрепленная опытом практика, что называется, набитые шишки. Помните проблемы 2012 г., когда аж целых три машины сошли с «Дакара»? Все из-за двигателей, тех же — тутаевских. Оказалось, что агрегаты были собраны с нарушением технологии: приводные шестерни не прошли полагающейся закалки, из-за чего их зубчики в самый неподходящий момент и срезало. Чтобы избежать подобных, действительно, ну очень досадных и обидных неполадок, специалисты «КАМАЗ-мастер» еще на своей базе в техническом центре досконально проверяют все, что поступает для установки на автомобили. Есть стенд для испытания двигателей. Он собран челнински-ми умельцами собственными руками (только гидравлический тормоз взят у известного производителя подобного оборудования — австрийской AVL). И ничего, работает уже третий год без какихлибо сбоев.

Кстати, уж коль скоро речь зашла об оснащении технического центра, то здесь команда руководствуется аналогичным принципом: все только лучшее. Отечественное оборудование и инструмент тут без проблем соседствуют с импортными. В частности, компания Wurth — давнишний партнер «КАМАЗ-мастер», сотрудничество с которым продолжается уже более 7 лет. Поставляемая номенклатура очень широка и включает пневматический и ручной инструмент, электрику и электронику, разъемы, контакты, коннекторы, разнообразные расходники и пр. — используется практически вся товарная программа Wurth, за исключением, естественно, строительной тематики. В основном это гайковерты, отрезные машинки и т. д., применяемые для изготовления спортивных машин, а также непосредственно во время соревнований. Почему Wurth? Ответ на поверхности: в связи с тем, что соревнования проходят на другом континенте в очень суровых условиях, инструмент испытывает значительные нагрузки. Продукция Wurth отлично себя зарекомендовала, она выдерживает неблагоприятные климатические условия, пыль, соль, ну и постоянные переезды, которые, как известно, бывают почище стихийного бедствия, оставаясь неизменно работоспособной и эффективной. Все пилоты и механики довольны. Как восемь лет назад наборы получили — так с ними и работают до сих пор без каких-либо проблем. К тому же мастерам «КАМАЗ-мастер» тяжело было найти подходящий гайковерт — маленького размера, но с хорошим моментом. Как раз такой, что обнаружился в модельном ряду Wurth.

Но возвращаемся к машинам. Помимо уже описанных технических усовершенствований были изменены характеристики рессор и амортизаторов. Как сообщил Владимир Чагин, в этом году ход подвески будет особо контролироваться, поскольку он снижен организаторами на 30 мм — до 300 мм против 330 мм, которые были разрешены годом ранее. Как бы кому ни казалось, но 30 мм в подобных состязаниях — это очень важно, потому что серьезно сказывается при движении по бездорожью.

Для уменьшения веса грузовика произведена замена фар светодиодными лампами. Хотя регламент «Дакара» не предъявляет требований к шумности машин, команда решила поставить новый глушитель. Некоторые из усовершенствований в автомобилях стоимостью 600-800 тыс. евро можно проверить на тренировочной трассе под Набережными Челнами. Как раз работу подвески и скоростные, динамические качества автомобиля она тестирует отлично. На ней смоделированы различные виды местности: пустынный песчаник, гористый рельеф, «гребенки», масса резких поворотов, трамплинов, амплитудных кочек для прохождения на скорости и т. д. Конечно, в реальном маршруте все гораздо сложнее, там встречаются такие вещи, которые в России просто физически невозможно воспроизвести, например песчаные дюны. Но в целом для основных моментов этой трассы вполне достаточно. Максимальная скорость на трассе ограничена регламентированными на «Дакаре» для грузовиков 140 км/ч.

К старту готовы!

Как показали тестовые заезды, которые выполняли для собравшихся представителей прессы действующий чемпион «Дакара» Айрат Мардеев и победитель «Дакара-2013» Эдуард Николаев, автомобили в целом готовы к предстоящим гонкам. И в общем, не так уж и важно, из чьих деталей они сделаны, главное, что к победе их приводят российские мозги и руки! Этим наша страна всегда славилась, и дай бог, станет славиться и в будущем.